Пара мыслей о «становлении программистом»

Всё это вовсе не секрет. Но постоянный поток тем и сообщений в интернете с заголовками вроде «А как мне стать программистом» с множеством вопросительных знаков или точек, создают чёткое ощущение какой-то немыслимой тайны. Хотя, в последнее время мне начинает казаться, что разговоры об этом как-то поутихли. То ли перестали уже люди хотеть становиться программистами, то ли бесчисленные книги вроде «Осваиваем PHP, Visual Basic .NET, Haskell, проектирование БД и нейронные сети за 12 минут в день» сделали своё дело, и теперь всё это трансформировалось в «я знаком C, Java, C#, частично знаю Scala, а как мне сделать….?», но при этом «Да, я пытался найти ответ. 3 минуты. В интернете нигде нет! Тебе что, сложно ответить? Помогите!».

Или же люди действительно становятся сообразительнее и более ответственными, а в ВУЗах начинают учить тому, чему нужно, так что это трепетное «становление» программистом становится настолько безболезненным и простым, что всяческие вопросы и вовсе отпадают. Зачастую до такой степени, что осознание собственной крутости и понимания некоторых вещей тешит гордыню новоиспечённого программиста до такой степени, что он ввязывается во все эти войны на форумах, и начинает учить всех истине, которой объективно-то и не существует.

О ситуации

В то время, когда я понял, что хочу связать свою будущую профессиональную деятельность с IT и программированием, информация о том, как же стать программистом была для меня в высшей степени актуальной. Всё это казалось настоящим всемирным заговором: замкнутая группа людей, раскиданная по всему миру и обладающая «потаёнными» знаниями творит чудеса, умело зажимая кнопки на клавиатуре, и бесконечным потоком байт выдавая огромную груду всё новых и новых терминов, технологий и прочих построений (хотя тогда я ещё не мог представить себе реальных масштабов). Это всё является ни чем иным (с одной стороны), как порогом для того, чтобы отбросить людей, недостаточно желающих добиться цели. Подобную ситуацию можно наблюдать практически в любой сфере интеллектуальной деятельности, и чем сложнее её область, тем больше тумана, и тем выше планка.

Как только пытаешься начать как-то разобраться во всём этом, и находишь источники информации, они вдруг оказываются противоречивыми, неполными, неадекватными, либо запутанными и очень сложными. Это кажется помешательством: как будто все эти люди специально пытаются обозвать простые вещи и понятия непроизносимыми терминами, самое тривиальное определение которых требует знания ещё десятка других терминов. Ну как, как новичку разобраться во всём этом постоянно меняющимся, динамическом мире информационных технологий? Откуда он знает, какая информация является достоверной, а какая – проплаченной рекламой, бредом, или религиозными проповедями фанатиков?

Практически никак. Если он учится в университете, он может спросить преподавателей. Но вероятность того, что он получит объективный ответ (если вообще получит), стремится к нулю. Он может спросить сокурсников. Но те вряд ли ушли далеко от него, а если и ушли, то и сами могут оказаться генераторами бреда, или фанатиками. Ещё можно пойти и спросить в Интернете, где в ответ получить что-то вроде «RTFM, который раз уже повторять!». Человек идёт в магазин и покупает самоучитель, который даёт ощущение защищённости и понимания, но толком ничему не учит. Опять же, непонятно откуда брать ответы на появляющиеся при чтении вопросы. И человек попросту тухнет. Это ещё учитывая то, что он изначально был заинтересован в этом всём! Он может принять то, что он «тупой» и «ничего не понимает», или начать убеждать себя: «я сам просто не могу ничего понять». И в худшем случае он решает бросить всё и пойти заниматься каким-нибудь более другим делом.

Можно называть это фильтром. Якобы, если не хватило настойчивости, чтобы всё таки въехать во что-то, значит не судьба. Может быть и так, я не знаю. Но что точно, так это то, что нужно иметь большой запас терпения, начиная заниматься программированием. Очень многое будет не получатся. На многие вопросы не будет ответов. На многие вопросы вообще не существует правильных ответов. В том числе на вопрос «Как стать программистом?». Казалось бы: и как вообще возможно преодолеть все эти ужасы? Легко заметить, что подобная ситуация встречается практически повсеместно в жизни. И те, кто добивается вершин знает, что лучше всего помогает. Это интерес, кайф и получение удовольствия. От процесса. Энтузиазм. И если вам искренне нравится то, чем вы занимаетесь, то при должной настойчивости и усердии, вы и не заметите как быстро придёт результат.

Хорошо конечно, но если я не один из тех парней «теории большого взрыва», или нердов, месяцами просиживающих в своей комнате наедине с компьютером, книгами и унылыми банками из под колы\пива\кефира, спросите вы. Что тогда? Что если я обычный человек, и для меня свет клином не сошёлся на всех этих транзисторах? Мне они, конечно, нравятся, и дизассемблировать ядро тоже прикольно, но вот я предпочту всем этим компьютерам тусовку с очаровательной красоткой (нет, это не новая материнка и не портативная ядерная боеголовка с wi-fi, а молодая человеческая особь женского пола с красивыми «глазами») сегодня вечером? Или прыжок с парашутом, поход в боулинг, просто тупо плевки в потолок? Одно другого не исключает! Всё это к тому, что для работы в IT вовсе не нужен супермозг, и большинство людей отлично справляются со всем этим, имея груду совершенно различных хобби и увлечений.

Я планирую ещё немного коснуться тех вопросов, которые, по моему мнению, могут помочь (или помешать) новичку «влиться» в сообщество программистов. Сам я не так давно прошёл этот путь, поэтому могу судить обо всём этом очень субъективно. Но зато я нахожусь достаточно близко к тому состоянию, в котором оказываются новички, запуская текстовый редактор на создание файла ‘main.c’. Если вы крутой хакер, и до подёргиваний в конечностях не согласны со всем, что я здесь описываю, и буду описывать, прекратите читать, и лучше напишите свою статью вместо односложных гневных комментариев, нам всем будет интересно у вас чему-то поучиться, о повелитель vim’a и emacs’a, серьёзно! ;).

О непорочном интересе и жажде денег

Некоторые люди взвизгивают и начинают сжимать кулаки, видя как другие относится ко всему этому просто как к ремеслу, приносящем некие денежные единицы. А те, другие, в свою очередь, намекая на то, что это и есть профессионализм, перелазят с платформы на платформу, в зависимости от потребностей рынка, оставляя проповедников в одиночестве, не дослушав их речи. Иногда создаётся такое ощущение что для многих это и есть самоцель – протолкнуть своё понимание вещей другим. Но дело тут, как и везде, простое, каждый относится к программированию как он хочет. И нет никакого противоречия в том, чтобы профессионально заниматься разработкой ПО (работать на кого-то, на себя или вообще благотворительно!), оглядываясь на потребности рынка, и в то же время быть осведомлённым о неких более высоких материях «для души». По крайней мере для тех, кто способен взглянуть дальше своего носа. И принимая во внимание то, что многим высоким материям зачастую удаётся благополучно вылезти за пределы научных трудов и узких кругов любителей, стремительно перекочевав в промышленность.

Если ваша цель как можно быстрее нырнуть в промышленную разработку – тут нужно просто открыть предложения о вакансиях, и изучить технологии, там перечисленные (решительно поспешив, потому как к тому времени, как вы их изучите, весьма вероятно, что вы останетесь в том же положении, увидев новые названия около вакансий, пролистывая их в следующий раз). По-большому счёту ничего другого не понадобится. Ну а если у вас в душе таится некая романтика по поводу того, что биты прекрасны, как цветы, а карринг – пронизывающий, как осенний ветер, то здесь следует запастись десятком книжек, и пойти в университет по соответствующей специальности. Конечно, идеально было бы всё это совместить, сперва определившись чего же вы на самом деле хотите от этого всего. При наличии ресурсов и времени, естественно.

Конечно, не секрет, что профессия программиста является одной из наиболее прибыльных, однако одновременно с этим она и является одной из наиболее сложных. Хотя бы даже потому, что часто приходится участвовать в гонке технологий, чтобы в одно прекрасное утро, не подозревая ни о чём, не проснуться ископаемым. А это весьма изматывает.

А вообще, сохранить такой неподдельный интерес и мотивацию к развитию — не так-то и просто,  но об этом как-нибудь в другой раз.

Чистый лист с кругами из-под чашек кофе

У каждого человека своё представление о том, как можно или нужно обучаться, работать, писать код, варить кофе и так далее. У меня это понимание заключается в том, что если уж мы и решились на что-то, то будем делать это хорошо (или же включая качество результата в требования ;)).

То есть, это должно происходить не так: я с детства просиживал за компьютером, играя в компьютерные игры, и тут уже близится конец школы, адекватные родители спрашивают «Сына, кем ты хочешь стать, будем выбирать ВУЗ?», а я, прикинув, что компьютерные игры, они ведь как-то с компьютерами связаны, а делают их программисты, и, раз уж я столько их всех (игр) прошёл на максимальной сложности, значит я гораздо умнее этих программистов, и, нужно как раз и стать программистом! Исходя из такой чёткой логики человек идёт в ВУЗ, просиживает там четыре года, на пятом уже окончательно убеждается, что что-то здесь не то, и в итоге получается бесцельно упущенные 5 лет.

Я один из тех людей, которые считают высшее образование плюсом. Ведь за эти 5 лет вам совершенно не обязательно овладеть решением дифуров во сне, или построением гиперкубов в воображении, потому что математика, конечно, будет. Просто всё это время даётся на тренировку ума. И вещей, которые нужно будет искать, изучать и понимать самостоятельно будет намного больше, чем тех, что описаны в программе министерства образования. Гневные сторонники того, что «наше» высшее образование – это чистой воды маразм и пустая трата времени сейчас гневно потирают колени, сетуя на то, что я не предупредил их о восхвалении всего этого в текущем абзаце :).

Что главное, – это помнить куда мы движемся, отдавать себе отчёт обо всех остановках и адекватно воспринимать выезды на обочину.

Далi буде…

Реклама

15 ответов на “Пара мыслей о «становлении программистом»

  1. Интересно и компактно изложен весьма сложный материал. Когда вы решили стать программистом, вы убили неплохого литератора ( возможно журналиста) :)

    Хотел бы поделиться своей точкой зрения насчет плюса высшего образования.
    Некоторые ( особенно те кто считают ВО маразмом) не понимают или не поняли сути «вышки». Особенно это заметно на тех кому сейчас 25 лет и меньше. Проступив в ВУЗ после средней школы ( а вот школа по моему мнению это абсолютное зло) они ждут какое то продолжение. Т.е. их должны «кормить знаниями» дальше, а так же бегать и присматривать за ними.
    У большинства эта иллюзия пропадает со временем. Я когда в аспирантуре учился, с интересом наблюдал на разницу в реакции на «халяву» у первого курса и пятого.
    Фраза «у меня двоек не бывает» для студента осознавшего за годы учебы суть «вышки», означает что преподаватель с первого дня дистанцировался от его обучения. Да и собственно плевать ему на то какой багаж знаний студент унесет с собой.

    Кто то наверняка осудит такой подход, но он вполне справедлив. Высшая школа создана для того что бы помочь научится добывать знания. В этом и есть разница между школой и вузом. В школе вам дают то что нужно «зубрить» , в вузе вы еще должны заполучить знания. И это развивает навык получения информации.

    Это навык которого не хватает современной молодежи. Они считают «вышку» маразмом. И поэтому не обладают способностями «добычи знаний» . И как итог ««Да, я пытался найти ответ. 3 минуты. В интернете нигде нет! Тебе что, сложно ответить? Помогите!».» В этом и заключается трагизм ситуации. Те кто создавали глобальное информационное пространство, положив в основу идею о том что если знания будут легко доступны, получили обратный эффект. Информации много, а искать то что ему нужно никто не хочет.
    Нация деградирует :)

  2. Правильное ВО дает свободу выбора в дальнейшей жизни.
    Если ты научился учиться, то легко сможешь адаптироваться при изменении условий жизни или своих предпочтений. В свое время ВО, полученное в Ленинградском Военно-Механическом институте, как раз котировалось работодателями за способность специалиста быстро подключаться к кругу решаемых задач. И выпускников тех лет можно было встретить и среди космонавтов, и в КГБ, и метрдотелем ресторана :-).
    Кстати, задачей школьного образования должно тоже стать обучение умению учиться, а не пресловутый ЕГЭ, воспитывающий условные рефлексы.

    • Именно так! Умение учиться дает свободу выбора.

      А ЕГЭ это к сожалению продукт нашего времени.

      Государству ненужны граждане которые могут «свободно выбирать», началась эпоха потребления.

      Все что должен уметь человек, это выполнять простые функции и потреблять то что ему предлагают. Постиндустриальная эпоха закончилась… Образование перестало быть той ценностью как 30 лет назад. Увы :(

  3. Я категорически не согласен с вами! Если я после школы с трудом наскреб деньги на ВО, а там как выразились выше «маразм» так почему я должен платить за то что я сам должен научится искать эту самую информацию?? Получается при поступлении в «Вышее образовательное учреждение» мы должны платить ни зачто?? Вроде как «ищите информацию сами и не забывайте нам за это платить»?? Так какого черта они вообще нужны эти учреждения если только как получение диплома! и все это за 5 лет?? Не надо сравнивать центральную часть России с провинцией(глубинкой)! В городах вроде моего ( читайте дыра в сибире) не такто просто взять и поступить например в универ как вы думаете.Я буду только за если наше правительство зделает эти учреждения полностью бесплатными, иначе это все и есть деградация образования, а не человека как такового.Ибо в нашей стране все превращается в бизнес(выбивание денег) как таковой.

    • А я с вами согласен — вот только судя по всему это проблема не высшего образования в целом, а конкретных его воплощений (некоторые ВУЗы), и ещё, возможно, политики. Здесь, как и везде, есть исключения и, к сожалению, некачественные реализации.

    • Получается при поступлении в «Вышее образовательное учреждение» мы должны платить ни зачто — неправильно ставите вопрос. Вы платите за право общаться с преподавателем и получать от него знания. Ключевое слово — «общаться». Если вы думаете что задача преподавателя ВУЗа учить, то вы сильно заблуждаетесь. У преподавателей хватает своих дел выше крыши. И я вас уверяю что многие из них вообще бы отказались от ведения лекций и общения с студентами но ВАК требует вести лекции. А общение с студентами это зря убитое время которое можно потратить на науку и собственное образование. А именно для занятия наукой и идут работать в ВУЗы. А часть платы которой вы вносите в ВУЗ ( поверьте самая малая ее часть) идет на компенсацию время которое преподаватель вместо науки тратит на студентов. Так и используйте его с пользой…

      • ах вот как! «общаться»!
        и о чём можно общаться с преподами?
        80% из них ничего интересного/полезного не расскажут, 20% большую часть времени заняты.

  4. При всех недостатках высшего образования все же замечаю, что:

    — люди с высшим образованием в среднем лучше решают сложные мозгоемкие задачи;

    — сам процесс учебы — хорошо развивает силу воли, и в среднем люди с высшим образованием все же лучше решают задачи, протяженные по времени, и требующие стратегического подхода;

    — люди с высшим образованием обладают более широким кругозором, и лучше адаптируются в новых сложных условиях;

    — среди богатейших людей России очень многие, если не большинство — с высшим ТЕХНИЧЕСКИМ (а не финансовым!) образованием. В мире кстати тоже. С чего бы это?

    Вместе с тем, замечено, что высшее образование — не панацея. Еще и самому думать надо.

  5. Высшее образование помогает научиться пользоваться своим интеллектом (если он есть, конечно) и направить его в нужное русло. Имея за плечами университет, я обладаю уверенностью, что если я чего-то не знаю и не умею, я смогу этому научиться. Было бы желание :)

  6. «Наша задача научить Вас работать с информацией.Научиться правильно её искать и обрабатывать.» — это слова одного из моих преподавателей в институте.

  7. Получаю второе высшее образование, как и первое, заочно (ЮР -> ИТ), соответственно платно. Не жалею ни о чем, считаю, что ВО не должно обучать (разжОвывать и запихивать в рот студентам), а учить самообразованию и саморазвитию, стимулировать желание обучаться. Сначала моим стимулом были деньги, заплаченные за обучение (надо сдать, потому что заплатил свои), но потом оценил небольшое отличие в интеллектуальном развитие от коллег по работе. Никого не хочу обидеть, но как сказал дедушка Ленин: «Учиться, учиться, еще раз учиться». Он имел ввиду учиться самому!!!

  8. Всё так. Автор сего заброшенного бложика прав. Вот только где же ты был, когда мне было 15 лет и надо было определяться чем заниматься в жизни? Ты мне тогда был так сильно нужен, так сильно…
    (ну не ты, автор, персонально, конечно же, скорее — такой человек как ты)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s